Расписание богослужений
Ежедневно в 8.00 – литургия, в 16.00 – вечернее богослужение.
В воскресные и праздничные дни в 7.00 – ранняя литургия, в 9.00 – поздняя литургия, накануне в 16.00 – всенощное бдение.
Престол
Главный – в честь Преображения Господня.
Приделы – в честь свтятителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, аппостола Иоанна Богослова и схимонаха Иоасафа.
Престольный праздник
19 августа – Преображение Господне;
22 мая, 19 декабря – свтятителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца;
21 мая, 9 октября – апостола Иоанна Богослова;
2 декабря – схимонаха Иоасафа.
Святыни
Под спудом находятся мощи схимонаха Иоасафа, которые были обретены в результате оползня Печерского монастыря в конце XVI века.
История
Архитектор Я. А. Ананьин.
Приход освящен в 1798 году.
На небольшой терраске, в полугоре высокого правого берега, на подходе к Нижнему Новгороду с волжского Понизовья высятся строения каменной Спасо-Преображенской церкви, отмечая первоначальное местоположение одного из древнейших нижегородских монастырей.
Печерская обитель была основана здесь в 1330-х годах выходцем из Киева монахом Дионисием – видным церковно-политическим деятелем Древней Руси XIV столетия, собеседником и сподвижником
святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия Радонежского, чудотворца.
Но 18 июня 1597 года произошло несчастье: подземные родники глубоко подточили береговой грунт, и гора огромным массивом сползла в Волгу вместе со строениями монастыря и, как вспоминали очевидцы этого события, посреди реки поднялись "…бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу, на сухе, сажен двадцать от воды и болши... под горой храм Николая Чудотворца да преподобнаго
Евфимия Суздалскаго чудотворца совсем сдвинуло..."
После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте.
4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенчатую ограду и надвратный храм во имя святого Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а временно из Старых
Печер "…тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского".
Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, а по центру поставили памятный крест.
После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками,
в которых к 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего огурцов.
Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти профинансировать работы.
Разрешение
на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях.
Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом.
В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен и тогда же епископ Дамаскин (1783 – 1794) освятил в трапезной
первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, а спустя пять лет – другой придел в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет.
13 июня 1798 года епископ Павел (1794 – 1798) освятил главный престол храма. К тому времени на колокольне церкви уже находилось шесть колоколов, в том числе "Большой" весом в 54 пуда. Хотя кровли храма и трапезной оставались тесовыми, все главы (включая и главы приделов) были обиты белым железом, а кресты
- вызолочены.
Минувшие с того времени почти два века привнесли в образ церкви незначительные изменения, поэтому она остается одной из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века.
В XX столетии храм был действующим.