Обряд венчания / Блоги / Свадьба в Нижнем Новгороде 
 
Все блоги


Обряд венчания


За прошедшие несколько десятилетий изменились многие свадебные традиции и устои — цвет платья невесты, аксессуары, букеты. Но тщательно охраняемые и оберегаемые церковные традиции и таинство венчания мало кто отважился нарушать на протяжении веков.
С точки зрения православной церкви брак — это великое Таинство, освящающее союз мужчины и женщины, в который они вступают, обещая быть верными друг другу. В этом Таинстве дается благословение на семейную жизнь, рождение и воспитание детей.
Если молодожены некрещеные, то до венчания обязательно должны принять крещение.

Перед вступлением в брак церковь рекомендует поститься в течение 7–10 дней, а в день венчания причаститься.
Перед венчанием молодым следует получить благословение у родителей. Если по каким-либо причинам они не могут прийти на церемонию, выбираются посаженные отец и мать. Условие выбора: они оба должны состоять в браке, но не обязательно друг с другом. Свидетели также могут присутствовать на церемонии. Главное, чтобы они были крещеными и носили нательный крест.
Для обряда венчания необходимы:
— две иконы — Спасителя и Божьей Матери, которыми благословляют жениха и невесту;
— обручальные кольца — символ вечности и неразрывности брачного союза;
— белое или розовое полотенце, символизирующее чистоту брака — на нем стоят молодые во время обряда;
— венчальные свечи — символ искренней и чистой любви, которой молодожены должны проникнуться навечно.
Голова невесты должна быть обязательно покрыта фатой или платком, а лицо не должно быть закрыто — невеста открыта перед Богом и женихом.
Само Таинство брака слагается из двух частей — обручения и венчания. Они могут быть разделены по времени, однако сейчас в церковной практике принято обручать непосредственно перед венчанием.
 
Обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Бога. Обручение должно проводиться по божественной литургии. Этим внушается жениху и невесте важность таинства брака.
В назначенное время жених и невеста приходят к храму. Священник вводит молодых внутрь храма в ознаменование того, что венчающиеся начинают с этой минуты перед лицом Бога новую жизнь в супружестве. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи. Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свечей есть начало духовного торжества.
Священник, как совершитель Таинства Брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои перед Господом в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает кольцо сначала жениху, трижды осеняя им крестообразно и говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божьей (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого духа». Потом надевает кольцо невесте также с троекратным осенением ее и произносит: «Обручается раба Божья (имя невесты) рабу Божьему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого духа».
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и во славу Пресвятой Троицы, которая все совершает и утверждает. (Иногда кольца меняет сам священник.)
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он сам благословил и утвердил обручение, сам осенил положение колец благословением небесным и послал им ангела-хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Венчание
После обручения молодых приглашают пройти на середину храма, где они становятся на разостланный плат (ковер) перед аналоем, на котором лежит крест, Евангелие и венцы (при этом жених стоит справа, невеста — слева).
Находясь пред святым крестом и Евангелием, священник спрашивает жениха: «Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять в жены сию, которую здесь перед собой видишь?»На вопрос священника
жених отвечает: «Имею». Священник продолжает: «Не обещался ли иной невесте?« — «Не обещался»С теми же вопросами священник обращается и к невесте. Без взаимного согласия со стороны жениха и невесты брак не может быть венчан. Когда жених и невеста перед лицом своего Господа и перед всей церковью дадут слово, что они имеют твердое и непринужденное намерение соединиться друг с другом и не давали подобных обещаний, священник начинает
совершать Таинство Брака.
Выносятся венцы — богато украшенные короны, являющиеся одновременно образами венца царства небесного и образами мученического венца, так как путь христианской семьи сродни мученичеству. Священник, беря венец, крестообразно осеняет им жениха и говорит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во Имя Отца, и Сына, и 
Святого Духа». Затем дает жениху поцеловать иконку Христа Спасителя на венце и возлагает его на голову жениха. Потом венчает невесту, говоря: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божиему (имя) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». И дает ей приложиться к иконке Пресвятой Богородицы на венце. Если молодожены венчаются при свидетелях, то венец над головой жениха держит свидетель, а венец невесты — свидетельница. (Венцы нужно держать платочками, но не надевать на голову!)
Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!» При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды, благословляя жениха и невесту.За молитвами священника и возложением венцов следует чтение Евангелия, где святой апостол заповедует новобрачным, что муж должен любить жену свою, как Христос возлюбил и любит свою Церковь. Жена должна повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу во всем. Вместе с тем святой апостол Павел указывает и на первоначальный закон брака и 
называет брак тайной великой: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей, и будут оба как одна плоть; тайна эта велика». По прочтении Евангелия священник, обратившись к новобрачным, осеняет их 
Евангелием и, дав новобрачным поцеловать Евангелие, кладет его на аналой.
После Евангельского чтения произносится особая молитва, в которой все присутствующие молятся Господу о том, чтобы он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их сохранил честным и сподобил их дожить до старости.
Затем приносится чаша с красным вином. Священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Отныне все у них должно быть общее — и радость, и горе. Вино при венчании раздается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Канне Галилейской. Священник троекратно поочередно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. (Невесте предстоит допить все вино из чаши).
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющий их во Христе навеки.
Затем священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя (свидетели идут за молодыми). Круг символизирует вечность; троекратное обхождение совершается три раза во славу Святой Троицы, которая таким образом призывается во свидетельство обета перед Церковью вечно хранить супружеский союз.
Затем священник снимает венец с головы новобрачного, дает ему поцеловать образок Спасителя на венце и выражает в своих словах пожелание жениху всех благ в жизни. Так же священник обращается к невесте. Священник испрашивает новобрачным от Бога благословения на новую жизнь в мире и правде. После ниспослания мира на всех священник
молится за новобрачных. По совершении священнодействия брака читается молитва на разрешение венцов. Она содержит пожелания, чтобы Господь, давший новобрачным венцы в знак целомудрия их в награду за непорочность
и чистоту их до брака, сам благословил их и сохранил супружество их нерасторжимым.
Священник осеняет новобрачных крестом и, взяв у них свечи, поздравляет их с радостью полученного от Бога благословения на супружескую жизнь.
Оканчивается венчание целомудренным поцелуем новобрачных. После этого молодоженов могут поздравить родные и друзья.
 
Дни, когда не совершается венчание:
Вторник и четверг в течение всего года.
Суббота
Посты: Великий пост (7 недель до Пасхи), Петров (второй понедельник после Троицы — 12 июля), Успенский (14–27 августа), Рождественский (28 ноября — 7 января)
Святки (7–20 января)
Сырная седмица (одна неделя до начала Великого поста)
Пасхальная неделя
14 февраля
6 апреля
Канун вознесения Господня (39 день после Пасхи)
Канун дня Святой Троицы (49 день после Пасхи)
День святой Троицы
10–11 сентября
20 сентября
26–27 сентября
13 октября
 
Венчание в Нижнем Новгороде: церкви Нижнего Новгорода
авторPaXaN 2009-08-05 00:03:45

Комментарии