До начала XVIII века, еще до того, как Петр Первый навязал своему народу моду на европейскую одежду, мужская половина страны, впрочем как и женская, носили русские народные костюмы.
Свадебный костюм мужчины состоял из целого ансамбля, женихи наряжались в ярко красные рубахи, новые штаны, кафтаны, подвязывались вышитыми поясами и на голову надевали новенькие фуражки, украшенные яркими перьями или лентами с нитками из бисера. На шее женихов красовались расшитые платки, а на пальцах - золотые обручальные кольца. Одежду старались надевать новую, чистую и целую, что символизировало начало новой самостоятельной семейной жизни жениха и невесты.
Зимой наши предки свадьбы не праздновали, обычно свадебный сезон начинался после окончания сбора урожая - ранней весной и длился до наступления первых морозов, поэтому свадебных зимних костюмов не существовало.
Ранее мужскую одежду шили из льняной ткани или из шерсти домашнего прядения, только в состоятельных семьях родители имели возможность приготовить для своего отпрыска наряд из бархата, шелка или парчи. Но впоследствии, вначале XVIII, даже обычному простому жениху удавалось нарядиться в суконные штаны и кафтан, в сатиновую или шелковую рубаху и обвязаться шерстяным поясом. На Руси, как правило, невесты отделывали и украшали одежду своего любимого и старались придать ей богатый вид.
Все изменилось после славно известного высочайшего повеления Петра I. Новый свадебный костюм еще не был похож на нынешний, но и народного в нем ничего не осталось. Если в глубинке простому люду и удавалось придерживаться народных традиций в одежде, то знать должна была одеваться куртуазно и пышно, как было модно в Европах. Теперь во время свадьбы жених шел под венец в длинных белых чулках, в приталенном камзоле, в плотно прилегающем к фигуре кафтане и в башмаках с огромными пряжками. Неприлично стало появляться в обществе без напудренного парика.
Со временем свадебный костюм простого сословия под влиянием модных веяний тоже стал меняться: брюки сменили портки - их заправляли в сапоги с высокими голенищами и начищенными до блеска. Рубахи подвязывали тонким поясом, концы которого заканчивались большими красочными кистями. Рубахи тоже претерпели изменения - разрез на груди исчез, к горловине пришили воротник-стойку, и она стала похожа на тунику. Но вышивка золотыми и серебряными нитями осталась.
Когда на Русь пришла английская мода на одежду мужской свадебный костюм стал больше похож на современный. В моду вошла элегантность и аристократичность, истинные джентльмены появлялись в обществе в смокингах, фраках, повязывали изысканные галстуки, в руках держали трости, а на голове носили цилиндры. Русская знать старалась не отставать от модных веяний, и такая одежда быстро распространилась по всей стране. Как раз в это время белый цвет навсегда стал символом невинности и чистоты, и наряды для невесты шили только белыми. Контрастный черный цвет мужского костюма выгодно смотрелся рядом с женским. Через некоторое время трость и цилиндр вышли из моды, как ненужные элементы, но элегантность и аристократизм навсегда остались в моде. В современных свадебных костюмах меняются чаще всего фактура, цвет, ткань, но классические формы брюк, рубашки, смокинга или пиджака остаются без изменений.
Комментарии